Перед вылуплением динозавры могли вести себя как птенцы
Lida Xing

Международная команда ученых обнаружила внутри окаменелого яйца возрастом 72–66 млн лет из провинции Цзянси на юге Китая отлично сохранившегося пернатого динозавра. Эмбрион расположен в позе, характерной для птичьих эмбрионов. Раньше ученые никогда не наблюдали подобного у динозавров. Открытие свидетельствует о том, что характерное для птенцов перед вылуплением поведение могло сформироваться еще в меловом периоде. Статья опубликована в журнале iScience.

За последние 100 лет было обнаружено множество окаменелых яиц и гнезд динозавров, однако найти хорошо сохранившийся эмбрион удается очень редко. Ученые из Китая, Великобритании и Канады описали один такой образец, обнаруженный в провинции Цзянси на юге Китая. Динозавр возрастом от 66 до 72 млн лет вероятно, относится к овирапторозаврам — группе пернатых динозавров-тераподов, тесно связанной с современными птицами.

Эмбрион, получивший имя Малыш Инлян (Baby Yingliang), был обнаружен в окаменелом яйце, которое 20 лет хранилось в коллекции музея. Оно имеет длину 27 см, а длина яйца составляет 17 см. При этом спина маленького динозавра изогнута вдоль тупого конца яйца, голова расположена ниже туловища, а лапы — по бокам от него. Такая поза характерна для современных птенцов на поздней стадии эмбрионального развития и никогда раньше не наблюдалась у динозавров.

Малыш Инлян. Xing et al./iScience

Открытие указывает на то, что подобное поведение перед вылуплением могло первоначально развиться у динозавров-тероподов в меловом периоде. У современных птиц такое положение тела эмбриона контролируется центральной нервной системой и имеет решающее значение для успешного вылупления. Теперь исследователи продолжают изучение этого редкого экземпляра и используют различные методы визуализации, чтобы отобразить строение и форму его костей.

Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.