Объяснен механизм цунами, вызванного извержением на Тонга
gismeteo.ru

Международная группа ученых, возглавляемая экспертами из Кардиффского университета (Великобритания), предложила механизм цунами, которое было вызвано извержением вулкана на островах Тонга. Цунами было спровоцировано акустико-гравитационными волнами. Исследование опубликовано в журнале Nature.

15 января 2022 года произошло извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, который находится на территории Тонга. Это крупнейшее вулканическое извержение XXI века и сильнейшее после извержения вулкана Кракатау (Индонезия) в 1883 году. Ученые заявляли, что взрыв в атмосфере, вызванный извержением в Тонга, стал самым крупным среди известных и по силе в сотни раз превышает взрыв атомной бомбы в Хиросиме (Япония). Последствиями извержения на Тонга стали выброс пепла в атмосферу и цунами, которые встречались по всему миру.

Ученые рассмотрели спутниковые, атмосферные и морские данные на момент извержения, собранные со всего мира. На основе этого исследователи предложили механизм возникновения цунами, последовавшего за извержением вулкана на Тонга. Причиной цунами, вероятно, стали акустико-гравитационные волны (АГВ). Они представляют собой длинные звуковые волны, которые перемещаются под действием гравитации. Они способны рассекать воду или воздух со скоростью звука. АГВ, как правило, возникают при землетрясениях и извержениях вулкана. Одна АГВ может пересечь десятки и сотни километров и достигнуть глубины в сотни и тысячи километров под толщей воды в океане. Сравнив атмосферные и морские данные, ученые обнаружили признаки возмущений атмосферы, вызванных АГВ, за которыми и последовало цунами, распространившееся в разных частях света.

Как считают ученые, перенос энергии из атмосферы в океан вызван особым феноменом  нелинейным резонансом. В ходе этого явления АГВ взаимодействовали с цунами, которое было вызвано ими же, из-за чего цунами усилилось. По оценкам исследователей, вызванное извержением на Тонга цунами распространялось в 1,5–2,5 раза быстрее, чем стандартное цунами, спровоцированное извержением вулкана. Оно пересекло Тихий, Атлантический и Индийский океаны менее чем за 20 часов, а скорость цунами достигала 1000 км/ч.

Ученые отметили, что эта природная катастрофа позволила лучше понять, как под действием АГВ формируются и усиливаются глобальные цунами. Теперь исследователи будут разрабатывать более точные прогностические системы, а также системы, которые смогут выносить предупреждения в реальном времени. В дальнейшем, возможно, этот феномен может лечь в основу новых технологий, позволяющих обуздать природную энергию.