Палеолитическую Британию заселяли две генетически разные группы
Р. Стивенс

Британские ученые проанализировали останки двух людей позднего палеолита, живших примерно 14 тысяч лет назад. Они получили самую древнюю на сегодняшний день ДНК человека с Британских островов и раскрыли некоторые особенности колонизации Британии после ледникового периода. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Хотя люди жили в Британии и до последнего ледникового максимума (около 26 тысяч лет назад), их было немного. Из-за обширных ледниковых покровов большая часть острова была непригодна для жизни. После того как лед начал таять (примерно 19 000 лет назад), люди стали возвращаться в Северную Европу. Теперь ученые решили выяснить, как люди заново заселяли Британию.

Авторы работы секвенировали геномы человека из пещеры Гофа в Сомерсете (Англия) и человека из пещеры Кендрика в Северном Уэльсе. Радиоуглеродный анализ показал, что особь из пещеры Гофа была женщиной и жила примерно 14,9 тысячи лет назад. Ее ДНК оказалась древнейшей секвенированной ДНК человека с Британских островов. Особь из пещеры Кендрик оказалась мужчиной, жившим примерно на тысячу лет позже. Хотя и пещера Гофа, и пещера Кендрика были заселены примерно в одно время, эти люди сильно отличались. Индивид из пещеры Гофа имеет общих генетических предков с 15 000-летним индивидом из пещеры Гойе (Бельгия), а индивид из пещеры Кендрика — с 14 000-летним индивидом из Виллабруны (Италия). Это означает, что в Британии существовали две генетически различные группы.

Ученые также провели химический анализ состава найденных костей. Они выяснили, что люди из пещеры Кендрика питались морской и пресноводной пищей, а жители пещеры Гофа — мясом травоядных.

У обеих групп также отличались погребальные традиции. Исследователи нашли в пещере Кендрика кости животных, которые использовались как декорации для захоронений. В пещере Гофа археологи обнаружили чаши-черепа. Это означает, что люди могли практиковать ритуальный каннибализм.

Несмотря на установленные связи бельгийской, итальянской и британской культур, ученые предостерегают, что палеолитическая археология с ее неточными хронологиями и небольшим набором данных уязвима для заявлений о синхронности различных событий и изменений культуры.

Автор: Мария Денисенко